Дедолларизация: когда, почему и что может прийти на смену валютной гегемонии СШАЭкономика 

Дедолларизация: когда, почему и что может прийти на смену валютной гегемонии США

С начала 2022 года доллар США по сравнению с другими основными валютами вырос на 10%, но радует это лишь американских туристов за рубежом. Половина объёма всей мировой торговли идет в американской валюте. А значит развивающимся странам выплачивать свои долги, взятые в долларах, сложнее.

Но если доллар укрепляется, значит ли это, что в американской экономике все хорошо? Отнюдь. Причина нынешних скачков обменных курсов – агрессивная политика Федерального резерва и повышение ключевой ставки – в конце июля она поднялась сразу на 0,75 пунктов до 2,5 процентов. Вместе с разгулом инфляции это вредит долговому рынку США. Когда ставки повышаются, доходность облигаций падает. Инвесторы не видят смысла приобретать бумаги, дающие прибыль три процента, при разгоне долларовой инфляции до девяти. Ещё одной причиной по которой страны начали продавать гособлигации США стала заморозка резервов Банка России.

Депутат Госдумы РФ Михаил Делягин: «Дедолларизация идёт по всему миру, потому что США показали себя не как страна гарант, а как страна вор. Когда у нас украли почти 300 млрд долларов, это была демонстрация того, что доллар удобен с коммерческой точки зрения, но крайне опасен и крайне токсичен с политической точки зрения. Поэтому избавление от доллара это обеспечение собственной безопасности. И для государства, и для коммерсанта».

Доллар был официально назначен резервной валютой и международным средством расчетов в 1944 году. Причина такого выбора – стабильность экономики Штатов, которая меньше других пострадала от Второй мировой войны. Тогда же были созданы Всемирный банк и Международный валютный фонд. Согласно Бреттон-Вудской системе доллар становится единственной валютой, которую можно было обменять на золото и к которой привязывались все остальные. Это решение обеспечивало стабильность в инвестициях и торговле. Ценой стал рост гегемонии США и доллара. В 1976 году была принята новая Ямайская система, которая действует до сих пор. Валютные курсы больше не привязаны к золоту — они определяются рынком. США получили возможность печатать купюры практически без ограничений, без оглядки на золотой запас и не опасаясь инфляции, ведь доллары принимали во всем мире. Такой возможности нет и не было ни у одной страны. Каждый раз при дефиците бюджета Вашингтон включал станок и выпускал долговые облигации. Все это вело к образованию огромного госдолга, зато у США были средства на войну и вмешательства в дела других стран за тысячи километров от собственной границы.

Сегодня госдолг США превышает 30 триллионов долларов. Если его разделить между гражданами страны, каждый из них будет должен более 90 тысяч. И когда мир начнёт отказываться от американской валюты – обслуживать госдолг станет сложнее.

Программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай» Ярослав Лисоволик: «В условиях, когда снижается степень долларизации инфляционный эффект от печатания такого количества денег будет гораздо большим, и кроме того возрастут ограничения для США по финансированию своих дефицитов. Своего бюджетного дефицита и дефицита внешнеторгового. Во многом острота этих дисбалансов сглаживалась тем, что мир принимал доллар с готовностью».

В июле вложения Китая в американские государственные долговые бумаги упали ниже триллиона долларов — впервые за 12 лет. Всего же за последние 20 лет доля американской валюты в национальных запасах Пекина сократилась на четверть — до 56 процентов, а золота, напротив, выросла в три раза — почти до двух тысяч тонн. На отказ от доллара настроен не только Китай. Инвестиции в гособлигации США сокращают Япония, Саудовская Аравия и Бразилия.

Руководитель Центра анализа странового развития Евразийского банка развития Алексей Кузнецов: «В первую очередь это снижает валютные риски, также это способствует стабилизации внутренних цен, это снижает зависимость стран и регионов от политики третьих стран и в целом способствует развитию интеграционных процессов».

Ко всё большему количеству стран приходит понимание: доллар – крайне опасен как с экономической, так и с политической точки зрения. Из гаранта международной безопасности США превратились в мирового жандарма. И руководствуется этот жандарм не принятым сводом правил и законов, а исключительно своими интересами. И наличные, и безналичные доллары Вашингтон рассматривает как собственность. И изъять её может в любой момент.

Депутат Госдумы РФ Михаил Делягин: «Если у вас есть наличные доллары, то завтра может прийти ФБР и попытаться у вас украсть. По американским законам имея наличные американские доллары вы обязаны платить налоги со всех доходов в американский бюджет. Этот закон применялся на заре Обамы в 2009 году и поскольку это было абсолютное безумие, американцы заявили, что теперь мы применяем это закон в тестовом режиме. Никто не знает, что это такое, но в таком подвешенном состоянии все находятся уже 13 лет».

Доллар – стал для США орудием политической борьбы. И если физических лиц это пока мало коснулось, то неугодные правительства Вашингтон регулярно грабит. Сначала Иран, потом Ливия. 7 миллиардов, отнятых у Афганистана, обернулись для нищей страны гуманитарной катастрофой. Казахстан лишился 22-х миллиардов. Рекордом стала заморозка 300 миллиардов золотоваютных резервов России – из-за санкций после начала военной спецоперации. Такой политический рэкет стал началом конца: мир очнулся, и незыблемая ранее гегемония США пошатнулась, а вместе с ней и гегемония валютная.

Депутат Госдумы РФ Мария Бутина: «Дедолларизация в мире она неизбежна и на самом деле произойдёт независимо от того, как себя будут вести Соединенные Штаты. Сегодня первый шаг уже сделан и Россия показала, что рассчитываться можно в национальных валютах. А значит в перспективе и другие страны понимают, значит можно и так».

Рекордные 1160 экономических санкций ввели страны Запада и их союзники против России. Ответ Москвы был лаконичным, но весомым: недружественным странам – газ за рубли, а в перспективе нефть, зерно, удобрения и другие ресурсы. Это решение может иметь далеко идущие последствия для всего мира.

Финансовый аналитик Владимир Левченко: «Самое главное надо понимать: рубль теперь является валютой товарной. Если раньше рубль, как и валюта других развивающихся стран был валютой товарно-финансовой, то сейчас, когда мы живём за финансовым железным занавесом, и в какой-то степени не только финансовым. Сейчас уже рубль стал валютой исключительно товарной, финансовой составляющей остаётся всё меньше и меньше. А раз товарной, то должны быть валюты торговых партнёров нашей страны».

На сегодняшний день на Московской бирже торгуются 6 национальных валют дружественных стран. Это китайский юань, казахстанский тенге, белорусский рубль, турецкая лира и недавно запущенные армянский драм и южноафриканский рэнд. На очереди: узбекский сум и дирхам Объединенных Арабских Эмиратов.

Директор по международным проектам Департамента валютного рынка Московской биржи Дмитрий Пискулов: «Мы следуем за пожеланиями наших клиентов, реальной экономики. В реальной экономике сейчас происходит падения спроса на так называемые традиционные валюты, которые становятся токсичными, это доллар и евро, и растёт спрос на национальные валюты».

Стоит ли ждать пока у доллара иссякнет запас прочности, ведь процесс может занять десятилетия и какая из валют сможет заменить американскую в международных расчётах? Возможно, это будет не национальная, а наднациональная валюта. Такая инициатива обсуждается между пятёркой стран БРИКС: Бразилией, Россией, Индией, Китаем и ЮАР. Скоординированные действия развивающихся стран могут значительно ускорить дедолларизацию.

Программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай» Ярослав Лисоволик: «Р5 называется такого рода валюта, из-за того, что все валюты стран БРИКС начинаются на букву Эр. И инициатива эта основывается на том, что если стимулировать торговлю между странами БРИКС, инвестиции, это будет создавать необходимый базис для использования национальных валют и для дедолларизации экономики».

БРИКС способен создать и собственную альтернативу СВИФТ — систему межбанковских платежей. Пока вместо такого универсального механизма, успешно используются торги в национальных валютах. Например, с Ираном, который отключили от СВИФТ ещё в 71-ом году.

Председатель Российско-Иранского делового совета Владимир Обыденов: «Иран заинтересован в покупке российского зерна, растительного масла, нефтехимической продукции, пиломатериалов, изделий из металлов. Россию в свою очередь привлекает в Исламской республике это рынок фруктов, овощей, нефтехимии, изделий из пластика, а также товаров народного потребления. Для осуществления сделок по любой из перечисленных позициям можно использовать национальные валюты».

А скоро расплачиваться за иранские фрукты на базаре в Тегеране рублями смогут не только юридические лица, но и обычные туристы. Между Россией и Ираном идут активные переговоры о запуске российской платежной системы МИР. Она действует уже в 7 странах-соседях России, а также в Турции.

Турист Павел Савельев: «По прилёту в аэропорт мне даже не пришлось снимать никакие доллары. Я расплачивался везде картой мир. И за местные магазины с едой, и за местные магазины одежды, и в отеле, даже за кукурузу на пляже удалось расплатиться картой МИР».

Российские банки также уходят от доллара. Валютные переводы становятся все более долгими и проблемными, с ними отказываются работать даже банки, не попавшие под санкции. Растут комиссии за обслуживание валютных счетов.

Клиент банка Семён Смирнов: «Снизились процентные ставки по этому вкладу, плюс внутри страны падает спрос на доллар, экономика Российской федерации движется больше в сторону суверенитета, и произошёл действительно разворот на восток, это ощущается во многом, и, конечно же, интересно в финансовом плане, и в деловом плане сотрудничать больше с восточными партнёрами».

Компании Центробанк России также хочет отучить хранить средства в долларах. Госдума в третьем чтении приняла законопроект, позволяющий банкам вводить отрицательные ставки по валютным вкладам для юрлиц.

Директор Департамента банковского регулирования и аналитики Банка России Александр Данилов: «Это, если хотите, такая иммунная реакция банковского сектора, банки защищаются понятно, в этих обстоятельствах, они не хотят нести повышенные валютные риски. Так работает банковская система, что потом банкам придётся размещать валюту на корреспонденстких счётах в иностранных банках, где они могут быть в любой момент заморожены. И как им потом рассчитываться по своим обязательствам? Так они защищаются сами, но суть – защищают своих клиентов».

Ключевые для бизнеса понятия: деловая репутация, неприкосновенность собственности, доверие к мировым валютам, оказались подорваны действиями Запада. Будущее мировой экономической системы в деглобализации, накоплении товарных запасов, дублировании цепочек поставок. Номинальная стоимость денег будет определяться не процентными ставками и валютными курсами, а предложением сырья и его объёмом.